Еврейский город в Праге.

Во времена, когда твой внук будет властелином моей страны, чужой, изгнанный и угнетенный маленький народ, верящий в одного-единственного бога, будет искать защиты в наших лесах. Пусть этих людей примут радушно, ибо они принесут плодородие на поля нашего отечества. (Из обращения княгини Любуше к сыну Незамыслу).

Народные легенды

Есть в Праге особое место, непохожее на другие. Это Еврейский город, называемый также Йозефовом (Josefov) или как некоторые называют Еврейская Прага. Попасть в него можно со Староместской площади (Staromestske namesti) по Парижской улице.
По одной версии, первые евреи в Праге были евреи-торговцы появились у подножья Градчан в середине X в., вскоре после того, как здесь побывал Ибрагим Бен Якоб, чей караван, державший путь с Востока на Запад, обнаружил «город с каменными домами». Согласно другой, это произошло несколько раньше, во время правления правнука Либуше Гостевита, когда в эти края забрела скитавшаяся по Европе небольшая еврейская община, что была изгнана в 850 г. вендами из Московии и попросила у князя убежища. На наш взгляд версия странная. Мы-то знаем, что вендами славянские племена, пришедшие на нынешние московские земли, никогда не назывались, да и Московии в 850 г. не было - впервые Москов упоминается под 1147 г. Мифы не всегда опираются на факты. Так или иначе, эти люди там поселились.

Евреи жили вполне спокойно до тех пор, пока в конце XI в. папа Урбан II не стал призывать к Первому крестовому походу. Этот клич был воспринят местными жителями как руководство к действию. Они стали грабить еврейские поселения и насильно крестить их обитателей.

Чтобы прекратить бесчинства, старогородские власти выделили евреям квартал, который впоследствии окружили стеной с запирающимися на ночь воротами. Ко второй трети XIII в. здесь образовалось самое настоящее гетто, которое и крепкая стена не спасала от погромов.

Статуя Мойсея

За века внутри этого огороженного пространства вырос настоящий городок с улочками, домами, синагогами, где текла своя жизнь со своими устоями. Имело место самоуправление с собственной администрацией и примасом (общинным старостой).

Население гетто, несмотря на замкнутость, имело весьма высокий образовательный уровень. Еще в XI в. возникла знаменитая пражская ешива (религиозное учебное заведение), готовящая талмудистов, в которой преподавали знаменитые ученые и раввины, в XVI в. появилась первая в Центральной Европе древнееврейская типография.
Однако евреи не были, да и не могли быть свободными. Они полностью зависели от короля, так как считались не только его подданными, но и его имуществом. И тот распоряжался этим имуществом по своему усмотрению. Например, мог пообещать кредиторам возмещение убытков при ближайшем погроме. И хотя такие «мероприятия» проводились здесь не столь часто, как в других европейских землях, выглядели они не менее безобразно.
Что же касается предлога для погрома, то его особенно искать не приходилось. Ведь евреи были всегда «виновны» во всем: неурожае, наводнении, голоде, эпидемии заразной болезни...

Тяжкое положение обитателей пражского гетто усугубляла перенаселенность, способствовавшая повышенной смертности в чумные периоды, во время пожаров, с легкостью пожиравших скученные деревянные постройки, при наводнениях, когда Влтава, выходя из берегов, затопляла низко расположенную местность.

В XVI в., когда произошло присоединение Чехии и Венгрии к Австрии и во главе империи стали Габсбурги, положение несколько изменилось. Короли, нуждавшиеся в деньгах, занимали их у еврейских банкиров и ростовщиков, залезая в большие долги. И этим пользовались влиятельные люди. Такие как Мордехай Майзел, бывший кредитором эрцгерцога Рудольфа II. Он сумел добиться ряда привилегий, обеспечивавших евреям стабильность.
При Майзеле был сделан и ряд построек, дошедших до наших дней: больница, Майзелова синагога бывшая некогда частной. Высокая синагога, ратуша .

Ратуша интересна необычными часами в тимпане над северным фасадом, что появились в 1765 г. после реконструкции. На их циферблате — буквы древнееврейского алфавита. Известно, что в иврите письмо (и чтение) осуществляется справа налево. Вот и на этом циферблате стрелки движутся в обратном направлении, как говорится, против часовой. Словно приглашая загля¬нуть в прошлое и увидеть события, что имели место в стародавние вре¬мена. Эти часы когда-то заставили Поля Верлена, посетившего Прагу, восхищенно воскликнуть: «Это единственный в мире город где время течет вспять!»

Музей погребальных обрядов

  • Просмотров: 1163
  • Дата: 22-03-2013
Другие статьи раздела
Cтароместская ратуша.

Cтароместская ратуша.

Йозефов - Еврейский город в Чехии

Рассказ о месте проживания евреев из покон веков на территории Праги. Это место стала их центром ,где они смогли остановится, благодаря своему знаменитому предку. Мы постарались больше описать незаслуженно забытый район столицы Чешской республики

Кампа - остров в Праге(Чехия)

Кампа - остров в Праге

Покупки в Праге

Список мест где можно купить товары и подарки в Праге, и некоторые дельные советы

Магическая пещера.

Магическая пещера - в центре Праге, мистика и тайна старого города. Такого вы нигде не увидите

Комментарии

Поля с * обязательны для заполнения.







Пожайлуста введите буквы что вы видите вверху
Значение не чувствительно к регистру.